Основные положения ПОЗ ВС на земле
Противообледенительная защита (ПОЗ) воздушных судов (ВС) на земле (Aircraft Ground Deicing/Anti-Icing) осуществляется с целью обеспечения безопасности полетов в условиях наземного обледенения и после прекращения их воздействия на ВС.
Для обеспечения безопасности полетов требуется системный, четкий и проактивный подход, а также четкие директив, надлежащих ресурсы и специальные знания.
ПОЗ ВС является организационно-технической системой, состоящей из объектов (наземных служб и экипажа), взаимодействующих с единой целью.
Обледенение ВС – образование снежно-ледяных отложений (СЛО) на поверхности ВС – нарушает состояние летной годности ВС и препятствует правильному функционированию систем, агрегатов и приборов ВС.
Функциональным назначением ПОЗ ВС на земле является выполнение противообледенительной обработки (ПОО) поверхности ВС – удаление СЛО и защита от образования СЛО - обеспечение летной годности ВС перед взлетом.
Действующая документация:
- ИКАО док.9859 Руководство по управлению безопасностью полетов;
- ИКАО док. 9640 Руководство по ПОЗ ВС на земле;
- глобальная система стандартов SAE (рекомендовано ИКАО):
- AS6286 Aircraft Ground Deicing/Anti-Icing Training and Qualification Program,
- AS6285 Aircraft Ground Deicing/Anti-Icing Processes,
- AS6332 Aircraft Ground Deicing/anti-icing Quality Management,
- HOLDOVER TIME GUIDELINES WINTER, FAA/ТС (рекомендовано ИКАО).
I. Концепция чистого самолета (КЧС)
является ключевым элементом безопасности полетов ВС, отражена в актуальных международных документах.
● Концепция определяет стратегию действий ПОЗ ВС:
- Выполнить контроль состояния поверхности ВС при подготовке к полету (для выбора средств и методов ПОО);
- Выполнить обработку поверхности ВС для обеспечения чистоты перед взлетом (привести ВС в состояние летной годности);
- Выполнить контроль поверхности ВС после ПОО и перед взлетом на соответствие состоянию летной годности.
● Запрещается взлет ВС с любыми видами СЛО на поверхности, нарушающими летную годность ВС.
Причина запрета – негативное влияние СЛО на работу функциональных систем и приборов ВС вплоть до катастрофических последствий.
● Ответственность за обеспечение соответствия ВС требованиям КЧС несет командир ВС. Наземный персонал разделяет эту ответственность и непосредственно обеспечивает выполнение требований КЧС (ИКАО, док.9640).● Чистоту поверхности ВС можно оценить перед взлетом в условиях обледенения:
а. косвенно по кодовой информации о выполненной ПОО,
- тип ПОЖ;
- название ПОЖ
- концентрация (ПОЖ - вода) кроме тип I
- местное время, час-мин, начала защитной процедуры.
б. Непосредственно визуально и вручную (только для малой авиации).
● Инструментальные средства контроля чистоты поверхности ВС после ПОО и перед взлетом в настоящее время отсутствуют. ● Выпуск в полет обледеневшего ВС — это авиационное событие, подлежащее расследованию (Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов, ПРАПИ-98) ● Причины выпуска в полет обледеневшего ВС:- невыполнение ПОО (в том числе из-за недооценки метеоусловий);
- некачественное и/или несвоевременное выполнение ПОО;
- применение ПОЖ с параметрами, выходящими за эксплуатационные пределы.
Выполнение стратегии КЧС (процедур ПОО) зависит от конкретных условий, средств и методов.
II. Условия обледенения и виды СЛО на поверхности ВС
● Действующая документация:
- ИКАО док. 8896 Руководство по авиационной метеорологии
- Инструктивный материал по кодам METAR, Росгидромет
- При выпадении осадков из облаков (снег, морось дождь и др.) метеоусловия указываются в сводках МЕТАR*
- При отсутствии облачных осадков условия образования инея, ледяного налета определяются косвенно: по высокой влажности воздуха, Тов и отсутствии или слабом ветре (так называемые «хорошие» метеоусловия- «САVОК» в сводке МЕТАR*)
- Технические условия на аэродроме (источники теплого и/или влажного воздуха, слякоть на аэродроме)
*METAR — авиационный метеорологический код для передачи сводок о фактической погоде на аэродроме.
Метеорологические явления, имеющие особое значение для авиации (в том числе для образования СЛО на ВС), указаны в Инструктивном материале Росгидромета.
Метеорологические условия для выполнения защиты ВС от образования СЛО в ограниченный период времени указаны в актуальных таблицах ВЗД/НОТ ПОЖ, HOLDOVER TIME GUIDELINES WINTER, FAA/ТС.
● Виды СЛО на поверхности ВС:
- иней, ледяной налет/тонкий лед, изморозь,
- снег, снежная крупа, снежные гранулы,
- смешанные формы снега, льда и воды.
III. Противообледенительные жидкости (ПОЖ)
ПОЖ – основное средство для обеспечения чистоты поверхности ВС при взлете
● Действующая документация по ПОЖ:
- SAE AMS 1424 Fluid, Aircraft De-icing/anti-icing, SAE Types I,
- SAE AMS 1428 Fluid, Aircraft De-icing/Anti-icing, non-Newtonian (Pseudoplastic), SAE Types II, III and IV,
● В условиях обледенения ПОЖ - единственное средство, которое защищает (deicing/аnti-Icing обработанную поверхность ВС от образования СЛО (ограниченное время).
● После прекращения воздействия условий обледенения при ПОО (deicing) ПОЖ удаляет СЛО с поверхности ВС.
● Классификация SAE по типам ПОЖ I, II, III и IV
- I тип – ньютоновские, незагущенные – льдоудалительные (АDF)
- II, III и IV - неньютоновские, загущенные – защищающие от СЛО (AAF)
● Таблицы ВЗД (НОТ - HOLDOVER TIME GUIDELINE) по различным типам ПОЖ содержат условия применения и диапазон времени защиты.
● Состав ПОЖ:
- Гликоли: не менее 50% у загущенных, 80-92% у незагущенных;
- Поверхностно-активное вещество /ПАВ;
- Ингибитор коррозии, пеногаситель, красители, вода;
- Высокомолекулярный загуститель для неньютоновских ПОЖ.
● ПОЖ функциональные свойства – 4 критерия/признака:
- аэродинамическая пригодность (всех типов ПОЖ);
- эффективность защиты (продолжительнее у загущенныхПОЖ);
- низкая температура кристаллизации (ниже, у незагущенных ПОЖ);
- образование сплошной пленки на поверхности ВС (у всех типов ПОЖ).
● Эксплуатационные ограничения применения ПОЖ:
- 1 – Температурный предел применения (Тпп), не ниже Тов, Тпп=Ткрист+ ΔТ (10°С для ПОЖ тип 1, 7°С для остальных ПОЖ);
- 2 – Минимальная вязкость ПОЖ на крыле (LOWV) по эффективности;
- 3 – Максимальная вязкость ПОЖ на крыле (НOWV) по аэродинамической пригодности;
- 4 – расход ПОЖ для защитной ПОО – не менее 1 л/кв.м.
● Оперативный контроль качества ПОЖ в отобранной пробе:
- по отсутствию/наличию посторонних частиц и по цвету (визуально);
- по показателю преломления (рефрактометром) и таблицам;
- по рН (рН-метром).
● Состояние пленки ПОЖ на поверхности ВС после ПОО - гладкая, прозрачная, блестящая, без комков и кристаллов, медленно капает/стекает с поверхности ВС.
В условиях обледенения уменьшается концентрация нанесенной ПОЖ, повышается ее Ткрист и заканчивается ВЗД.
● Особенности сухих остатков загущенных ПОЖ в аэродинамически застойных зонах ВС и негативные последствия для ВС в полете:
- гидрофильность – способность к поглощению воды/гелеобразование;
- замерзание геля при температуре замерзания воды;
- блокирование замерзшим гелем подвижных элементов конструкции ВС.
● Для загущенных ПОЖ применяются насосы особой конструкции - неразрушающие высокомолекулярную структуру ПОЖ
● Расходы ПОЖ на различные ПОО:
- минимальный расход ПОЖ на защитную процедуру составляют не менее 1 л на 1 квадратный метр поверхности ВС (обычно от 1,2л/кв.м)
- расход ПОЖ по удалению СЛО зависит от массы и структуры СЛО и может быть сокращен предварительным применением других средств, разрешенных эксплуатационной документацией (ЭД) по типу ВС.
● Применение ПОЖ требует принятия мер по безопасности труда и специальных средств защиты персонала.
IV. Виды и методы выполнения ПОЗ ВС (Aircraft Ground Deicing/Anti-Icing)
● Действующая документация, указанная в части I, а также эксплуатационная документация (ЭД) по типам обслуживаемых ВС.
● Программа ПОЗ ВС включает:
- Организацию процессов выполнения процедур и взаимодействия участников (в том числе управление качеством);
- Оснащение процессов необходимыми техническими средствами;
- Обучение (подготовка и переподготовка) персонала.
● Основные компоненты управления качеством ПОЗ ВС, SАЕ AS 6332:
- Планирование качества;
- Обеспечение качества;
- Контроль качества;
- Улучшение качества.
● Программа контроля качества ПОЗ ВС должна включать
- 1 - Объекты контроля (процессы ПОО, спецстоянки, деайсеры, ПОЖ и вода, измерительные приборы, рабочая документация, подготовка персонала);
- 2 - Содержание контроля;
- 3 - Ответственные исполнители, сроки и периодичность контроля
● ПОО – регламентированная обработка ВС (с применением ПОЖ, воды, теплого воздуха, сжатого воздуха) - воздействие на поверхность ВС (механическое, тепловое) для обеспечения чистоты (отсутствия СЛО) ВС
Основной документ для выполнения ПОЗ ВС на земле - «Руководство по ПОЗ ВС на земле» эксплуатанта ВС или другого исполнителя ПОЗ ВС (поставщика услуг), составленный в соответствии с действующей документацией для условий конкретного предприятия.
В ЭД по типу ВС указаны разрешенные к применению средства для ПОО ВС (ПОЖ, вода, теплый воздух, сжатый воздух, др.)
● Виды ПОО:
- ПОО по удалению СЛО – deicing, если условия прекратились;
- ПОО по удалению и защите в условиях обледенении– deicing/ anti-icing;
- ПОО при прогнозе условий обледенения, профилактическая по защите – anti-icing.
● Методы ПОО:
ПОО одноэтапная – один проход ПОЖ по поверхности ВС (одна ПОЖ):
- а - удаление СЛО;
- б - удаление СЛО и защита. Отсчет ВЗД ПОЖ с момента начала ПОО;
- в- превентивная ПОО защита при прогнозируемом обледенении.
ПОО двухэтапная – 2 прохода ПОЖ по поверхности ВС, с одной или разными жидкостями для удаления СЛО и защиты:
- а - 1ый этап – нагретая вода, 2-ой – холодная ПОЖ;
- б - ПОЖ одного типа ( тип I или тип IV) :1ый этап – холодная ПОЖ, 2-ой этап – нагретая ПОЖ;
- в - ПОЖ разных типов: 1ый этап –нагретая ПОЖ тип I, 2-ой этап –холодная ПОЖ тип IV.
Интервал между этапами должен быть минимальным. Отсчет ВЗД ПОЖ с момента начала второго этапа.
● ПОО предварительная – перед применением ПОЖ удаление СЛО механическими и/или тепловыми средствами (согласно ЭД по типу ВС)
● ПОО повторная – очистить поверхность от остатков предыдущей ПОО с ПОЖ и при необходимости нанести новую ПОЖ для защиты.
● ПОО локальная выполняется на поверхности ВС частично:
- зоны топливных баков,
- передней кромки крыла,
- высокорасположенного стабилизатора
● Особенности ПОО с ПОЖ.
При ПОО ВС нельзя направлять струю ПОЖ :
- на стёкла кабины пилотов;
- на вход в маршевый двигатель и ВСУ;
- в щелевые зазоры механизации крыла и оперения;
- на колеса и стойки и створки шасси.
Для ПОО шасси и воздухозаборников двигателей ВС применяется теплый воздух.
● ПОО нельзя начинать при отсутствии связи между участниками
● Контроль качества ПОО может быть выполняться:
- Непосредственно в процессе обработки оператором;
- После ПОО – оператором, наземным персоналом, имеющим допуск или экипажем;
- По чекам деайсера после ПОО.
● Коды ПОО, выполненной в условиях обледенения
Последовательно передаваемые элементы:
- «A» - тип ПОЖ,
- «B» - концентрация ПОЖ в %,
- «C» - начало обработки одноэтапной или второго этапа двухэтапной ПОО, час-мин,
- «D» - дата, число, месяц, год;
- «E» - марка ПОЖ,
- «F» - Post de/anti-icing check completed/ Проверка после ПОО выполнена.
● Условия отказа от ПОО:
- Отсутствуют условия наземного обледенения - не наблюдаются и не прогнозируются до взлета
- Отсутствуют любые виды СЛО на поверхности ВС. Состояние поверхности ВС соответствует требованиям Концепции чистого ВС и РЛЭ этого типа ВС.
- Отсутствует влага на поверхности крыла в зоне расположения баков с Ттоплива ниже 0°С и возможность ее замерзания.
- Соответствие поверхности ВС КЧС зафиксировано имеющимися средствами.
V. Предупреждения по применению ПОЖ при выполнении ПОО ВС
● Не следует применять ПОЖ с параметрами, выходящими за эксплуатационные ограничения:
- Тпп=Ткрист+Тбуфер,
- Минимальная вязкость на крыле,
- Максимальная вязкость на крыле.
● Температурный предел применения ПОЖ Тпп =Тов, самая низкая температура окружающего воздуха (Тов), при которой возможно применение ПОЖ данной концентрации
Температурный буфер: 10°C - для ПОЖ тип I; 7°C - для ПОЖ тип IV
● Жидкости на первом этапе ПОО нельзя использовать при Тов ниже их точки кристаллизации.
● Для применения ПОЖ тип I без буфера 10 °C (при Тов=Ткрист) должны быть разработаны и одобрены процедуры, гарантирующие, что повторное замерзание не произойдет перед взлетом.
● Выполнение защитной ПОО возможно только в метеоусловиях, указанных в ежегодных таблицах ВЗД (НОТ), FАА/ТС.
● Защитная ПОО ВС нецелесообразна:
- В условиях неуказанных в таблицах ВЗД ПОЖ (по интенсивности и видам осадков, например, умеренный и сильный замерзающий дождь, сильный снег, снег с дождем и т.п);
- Если суммарное технологическое время больше возможного ВЗД, для данных условий.
● Концентрация ПОЖ тип I в Таблицах ВЗД ПОЖ не указана и не передается в кодированной информации о ПОО ВС.
● ПОЖ тип IV применяется только 100% концентрации в ГА РФ.
● Чистый самолет можно защитить от обледенения (anti-iced) ненагретой жидкостью.
● Температура нагретых ПОЖ желательна на выходе из форсунки не менее 60°C.
● Верхний предел температуры ПОЖ (80 °С) не должен превышать рекомендации производителей жидкости и ВС.
● Применение воды возможно при Тов не ниже 0°С.
● Второй этап ПОО следует выполнять до замерзания ПОЖ первого этапа, обычно в течение 3 минут, но потенциально меньше (при сильных осадках, более низких температурах или для критических поверхностей из композитных материалов). При необходимости второй этап применяется по участкам (секционно).
● При недостаточном объеме ПОЖ на первом этапе СЛО могут остаться на критических поверхностях ВС.
● При недостаточном объеме ПОЖ на втором этапе может быть существенная потеря ВЗД.
● Для использования рекомендаций по ВЗД ПОЖ тип I во всех условиях, включая active frost, дополнительный минимум 1 л/кв.м нагретой жидкой смеси необходимо наносить на поверхности ВС после удаления всех СЛО.
● Минимальный расход ПОЖ на защитную процедуру (2-ой этап) – 1 л/ кв.м.
● Большой расход загущенной ПОЖ (на двух этапах ПОО) приводит к накоплению сухих остатков и возможному гелеобразованию.
● Появление инея или льда на нижней поверхности крыла в районе топливного бака указывает на промерзание крыла и смеси 50/50 типа II или IV не должны использоваться на этапе защиты, поскольку может произойти замерзание жидкости.
● ВЗД не применяется для защиты от обледенения ниже самой низкой Тов, указанной в диапазоне, хотя некоторые ПОЖ имеют Тпп (LOUT) ниже Тов, указанной в таблице HOT.
● Для безопасного применения сертифицированных ПОЖ рекомендуется пользоваться Общими (Generic) таблицами ВЗД (НОТ) по типу ПОЖ, FАА/ТС.
● ВЗД ПОЖ зависит материала поверхности ВС, для алюминия ВЗД продолжительнее, чем для композитов.
● ВЗД ПОЖ зависит от конфигурации ВС при ПОО ВС (убранная или выпущенная механизация крыла). Корректировка составляет 76% (от стандартного убранного положения).