Условия обледенения на земле наиболее сложные для выполнения Концепции чистого ВС
В условиях наземного обледенения и после прекращения их воздействия на ВС противообледенительная обработка (ПОО) ВС по удалению снежно-ледяных отложений (СЛО) и/или защите от образования СЛО выполняется в соответствии с общепринятой Концепцией чистого ВС. ПОО ВС должна восстановить летную годность обледеневшего ВС и обеспечить его безопасный взлет.
Среди многочисленных вариантов условий образования снежно-ледяных отложений (СЛО) на поверхности ВС перед взлетом есть такие, когда образование СЛО может быть неочевидным, а визуальное обнаружение затруднено или невозможно, особенно в ночное время суток. К ним относятся, например, условия образования Инея и ледяного налета (Аctive frost) и Тонкого льда (clear ice). Представляется целесообразным возможно точнее сформулировать особенности этих условий для понимания необходимости выполнения процедур ПОЗ ВС (контроль-обработка-контроль) на земле, соответствующих Концепции чистого ВС. Также следует обратить внимание на работу наземного и летного персонала с метеорологической информацией, содержащей косвенные указания на факторы риска для безопасности полетов.
Иней, ледяной налет (англ.яз.) - наземные формы атмосферных осадков. При отсутствии облачных осадков из приземного слоя воздуха, выделяющего избыточную влагу, на поверхности ВС образуется иней (frost) в виде шероховатого слоя кристаллов (снежинок неправильной формы) или ледяной налет/замерзшая роса (frozen dew) в виде замерзших капель росы (корки льда).
Иней образуется путем сублимации водяного пара при его переходе в твердую фазу минуя жидкую.
Ледяной налет образуется путем конденсации водяного пара на охлажденной поверхности.
Условия образования инея, ледяного налета
- отсутствие облачных осадков;
- температура окружающего воздуха (Тов) от выше 1◦С до -25◦С (указана в таблице Руководств по ВЗД/НОТ ФАА США или ТС Канада);
- высокая относительная влажность воздуха (85% … 100%), которой соответствует разница температур Тов и температуры точки росы (ТТр) от 0 до 3 ◦С, при Тов= ТТр влажность воздуха составляет 100%;
- радиационное охлаждение поверхности ВС, особенно в ночное время суток, когда температура поверхности опускается ниже Тов.
Предупреждение!
- Эти виды атмосферных осадков отсутствуют в метеосводках. При пользовании таблицей ВЗД/НОТ ориентиром могут быть Тов и Тр (°C) или высокая относительная влажность воздуха (85-100%), указанные в сводке МЕТАR.
- Первоначально отложение инея происходит на более высоко расположенных поверхностях ВС , например, Т-образный стабилизатор ВС многих типов ВС выше крыла на несколько метров.
Тонкий лед (clear ice) – прозрачный или матовый гладкий/стекловидный лед на поверхности ВС, примерзший к поверхности ВС.
Условия образования – метеорологические и технические.
Метеоусловия на земле:
- при отсутствии облачных осадков из приземного слоя воздуха с высокой влажностью;
- при выпадении облачных осадков: замерзающая морось (FZ DZ), слабый замерзающий дождь (FZ DZ) и дождь (RN) на холодной поверхности ВС, в том числе дождь на переохлажденном/промёрзшем крыле с холодным топливом (Ттоплива много ниже Тов) в баках («Soaked Wing»), или «Clear Ice Due to Cold Fuel»
- прозрачный лед из-за холодного топлива (термин из Руководства по зимним процедурам фирмы Bombardier).
Предупреждение!
Образование СЛО на поверхности промерзшего крыла ВС может происходить при температуре окружающего воздуха до +15°С, при дожде или при высокой относительной влажности воздуха.
Метеоусловия в полете ВС:
- при полете ВС в условиях обледенения, «небесный лед» может остаться на поверхности ВС после посадки.
Технические условия:
- при переносе ветром на поверхность ВС паров воздуха от работающих технических средств, с последующим замерзанием;
- при попадании воды и слякоти с поверхности аэродрома из- под колес различных движущихся технических средств;
- при некачественном удалении СЛО при выполнении ПОО ВС.
Предупреждение. В связи со сложностью визуального обнаружения подобных видов СЛО на поверхности ВС действующая документация по ПОЗ ВС на земле рекомендует выполнять тактильную проверку поверхности ВС (незащищенной рукой наощупь).
![]() |
SAE AS6286 Clear Ice Check (Tactile Check) required prior to deicing and may be required as part of post deicing Check. |
Проверка тонкого прозрачного льда (Тактильная проверка) требуется до ПОО ВС и может потребоваться как часть после ПОО. |
Кроме перечисленных выше еще одной причиной нарушения чистоты поверхности ВС при отсутствии атмосферных осадков (облачных и наземных форм) может быть ветровой перенос снега.
Снежная низовая метель (код МЕТАR BLSN — blowing snow)- это перенос ветром снега, поднятого с поверхности снежного покрова. Снег поднимается достаточно высоко и дальность горизонтальной видимости обычно на уровне 2 м составляет от 1 до 9 км, но в ряде случаев может снижаться до нескольких сотен метров. Вертикальная видимость при этом вполне хорошая, так что возможно определить состояние неба (количество и форму облаков).. Явление зависит от скорости ветра и состояния поверхности снежного покрова, при этом:
- поднятый ветром снег с поверхности аэродрома может попасть в щелевые зазоры механизации крыла и оперения ВС;
также поднятый ветром снег может попасть на поверхность ВС, обработанную противообледенительной жидкостью, и в отсутствии атмосферных осадков уменьшить/сократить время ее защитного действия (ВЗД)
Примечание.
Общая метель - интенсивный перенос выпадающего снега ветром в приземном слое атмосферы, в том числе достаточно развитый по вертикали, возникает при скорости ветра 10 м/с и более, состояние неба определить невозможно.
Важно!
В любом случае при подготовке к полету все отложения снега и другие виды СЛО должны быть полностью удалены со всех поверхностей ВС.
Приведенная информация показывает важность подготовки наземного и летного персонала по вопросам, относящимся к метеорологическим условиям во время стоянки ВС на земле, при подготовке к полету и непосредственно перед взлетом – это факторы риска для поддержания чистоты поверхности и, соответственно, летной годности ВС для обеспечения безопасного взлета.
При подготовке ВС к полету в соответствии с Концепцией чистого ВС (в Программе ПОЗ ВС на земле каждого эксплуатанта и поставщика услуг) наземному и летному персоналу при работе с метеоданными необходимо выполнить следующее:
- анализ сводок МЕТАR по предшествующим, фактическим и/или прогнозируемым погодным условиям (с учетом Индексов изменения погодных условий);
- анализ возможности применения ПОЖ для данных метеоусловий в соответствии с таблицами ВЗД/НОТ ( Руководства по ВЗД/НОТ FАА или ТС);
- определить для конкретных метеоусловий:
- соответствующую конфигурацию ВС при выполнении защитной ПОО (с учетом уменьшения ВЗД/НОТ противообледенительной жидкости до 24%, (см. FAA Holdover Time Guidelines/ ФАА, Руководство по ВЗД/НОТ, ежегодный выпуск);
- концентрацию ПОЖ для удаления СЛО (температурный предел применения/Тпп ПОЖ связан с фактической температурой окружающего воздуха/Тов);
- контроль (визуальный и/или тактильный) состояния поверхности ВС после ПОО до взлета в продолжающихся и, возможно, изменяющихся во времени метеоусловиях, которые способствуют наземному обледенению ВС, например, на смену слабого мелкого снега приходит заряд сильного снега.
В заключение следует отметить, что приведенная выше информация еще раз указывает на зависимость безопасности полетов ВС в условиях наземного обледенения от источников естественной опасности - метеорологического и человеческого факторов.