Условия обледенения на земле наиболее сложные для выполнения Концепции чистого ВС

Е.В. Стрижевская

В условиях наземного обледенения и после прекращения их воздействия на ВС противообледенительная обработка (ПОО) ВС по удалению снежно-ледяных отложений (СЛО) и/или защите от образования СЛО выполняется в соответствии с общепринятой Концепцией чистого ВС. ПОО ВС должна восстановить летную годность обледеневшего ВС и обеспечить его безопасный взлет.

Среди многочисленных вариантов условий образования снежно-ледяных отложений (СЛО) на поверхности ВС перед взлетом есть такие, когда образование СЛО может быть неочевидным, а визуальное обнаружение затруднено или невозможно, особенно в ночное время суток. К ним относятся, например, условия образования Инея и ледяного налета (Аctive frost) и Тонкого льда (clear ice). Представляется целесообразным возможно точнее сформулировать особенности этих условий для понимания необходимости выполнения процедур ПОЗ ВС (контроль-обработка-контроль) на земле, соответствующих Концепции чистого ВС. Также следует обратить внимание на работу наземного и летного персонала с метеорологической информацией, содержащей косвенные указания на факторы риска для безопасности полетов.

Иней, ледяной налет (англ.яз.) - наземные формы атмосферных осадков. При отсутствии облачных осадков из приземного слоя воздуха, выделяющего избыточную влагу, на поверхности ВС образуется иней (frost) в виде шероховатого слоя кристаллов (снежинок неправильной формы) или ледяной налет/замерзшая роса (frozen dew) в виде замерзших капель росы (корки льда).

Иней образуется путем сублимации водяного пара при его переходе в твердую фазу минуя жидкую.

Ледяной налет образуется путем конденсации водяного пара на охлажденной поверхности.

Условия образования инея, ледяного налета

- отсутствие облачных осадков;

- температура окружающего воздуха (Тов) от выше 1◦С до -25◦С (указана в таблице Руководств по ВЗД/НОТ ФАА США или ТС Канада);

- высокая относительная влажность воздуха (85% … 100%), которой соответствует разница температур Тов и температуры точки росы (ТТр) от 0 до 3 ◦С, при Тов= ТТр влажность воздуха составляет 100%;

- радиационное охлаждение поверхности ВС, особенно в ночное время суток, когда температура поверхности опускается ниже Тов.

Предупреждение!

  • Эти виды атмосферных осадков отсутствуют в метеосводках. При пользовании таблицей ВЗД/НОТ ориентиром могут быть Тов и Тр (°C) или высокая относительная влажность воздуха (85-100%), указанные в сводке МЕТАR.
  • Первоначально отложение инея происходит на более высоко расположенных поверхностях ВС , например, Т-образный стабилизатор ВС многих типов ВС выше крыла на несколько метров.

Тонкий лед (clear ice) – прозрачный или матовый гладкий/стекловидный лед на поверхности ВС, примерзший к поверхности ВС.

Условия образования – метеорологические и технические.

Метеоусловия на земле:

- при отсутствии облачных осадков из приземного слоя воздуха с высокой влажностью;

- при выпадении облачных осадков: замерзающая морось (FZ DZ), слабый замерзающий дождь (FZ DZ) и дождь (RN) на холодной поверхности ВС, в том числе дождь на переохлажденном/промёрзшем крыле с холодным топливом (Ттоплива много ниже Тов) в баках («Soaked Wing»), или «Clear Ice Due to Cold Fuel»

- прозрачный лед из-за холодного топлива (термин из Руководства по зимним процедурам фирмы Bombardier).

Предупреждение!

Образование СЛО на поверхности промерзшего крыла ВС может происходить при температуре окружающего воздуха до +15°С, при дожде или при высокой относительной влажности воздуха.

Метеоусловия в полете ВС:

- при полете ВС в условиях обледенения, «небесный лед» может остаться на поверхности ВС после посадки.

Технические условия:

- при переносе ветром на поверхность ВС паров воздуха от работающих технических средств, с последующим замерзанием;

- при попадании воды и слякоти с поверхности аэродрома из- под колес различных движущихся технических средств;

- при некачественном удалении СЛО при выполнении ПОО ВС.

Предупреждение. В связи со сложностью визуального обнаружения подобных видов СЛО на поверхности ВС действующая документация по ПОЗ ВС на земле рекомендует выполнять тактильную проверку поверхности ВС (незащищенной рукой наощупь).

SAE AS6286
Clear Ice Check (Tactile Check) required prior to deicing and may be required as part of post deicing Check.
Проверка тонкого прозрачного льда (Тактильная проверка) требуется до ПОО ВС и может потребоваться как часть после ПОО.

Кроме перечисленных выше еще одной причиной нарушения чистоты поверхности ВС при отсутствии атмосферных осадков (облачных и наземных форм) может быть ветровой перенос снега.

Снежная низовая метель (код МЕТАR BLSN — blowing snow)- это перенос ветром снега, поднятого с поверхности снежного покрова. Снег поднимается достаточно высоко и дальность горизонтальной видимости обычно на уровне 2 м составляет от 1 до 9 км, но в ряде случаев может снижаться до нескольких сотен метров. Вертикальная видимость при этом вполне хорошая, так что возможно определить состояние неба (количество и форму облаков).. Явление зависит от скорости ветра и состояния поверхности снежного покрова, при этом:

- поднятый ветром снег с поверхности аэродрома может попасть в щелевые зазоры механизации крыла и оперения ВС;

также поднятый ветром снег может попасть на поверхность ВС, обработанную противообледенительной жидкостью, и в отсутствии атмосферных осадков уменьшить/сократить время ее защитного действия (ВЗД)

Примечание.

Общая метель - интенсивный перенос выпадающего снега ветром в приземном слое атмосферы, в том числе достаточно развитый по вертикали, возникает при скорости ветра 10 м/с и более, состояние неба определить невозможно.

Важно!

В любом случае при подготовке к полету все отложения снега и другие виды СЛО должны быть полностью удалены со всех поверхностей ВС.

Приведенная информация показывает важность подготовки наземного и летного персонала по вопросам, относящимся к метеорологическим условиям во время стоянки ВС на земле, при подготовке к полету и непосредственно перед взлетом – это факторы риска для поддержания чистоты поверхности и, соответственно, летной годности ВС для обеспечения безопасного взлета.

При подготовке ВС к полету в соответствии с Концепцией чистого ВС (в Программе ПОЗ ВС на земле каждого эксплуатанта и поставщика услуг) наземному и летному персоналу при работе с метеоданными необходимо выполнить следующее:

  • анализ сводок МЕТАR по предшествующим, фактическим и/или прогнозируемым погодным условиям (с учетом Индексов изменения погодных условий);
  • анализ возможности применения ПОЖ для данных метеоусловий в соответствии с таблицами ВЗД/НОТ ( Руководства по ВЗД/НОТ FАА или ТС);
  • определить для конкретных метеоусловий:
  • соответствующую конфигурацию ВС при выполнении защитной ПОО (с учетом уменьшения ВЗД/НОТ противообледенительной жидкости до 24%, (см. FAA Holdover Time Guidelines/ ФАА, Руководство по ВЗД/НОТ, ежегодный выпуск);
  • концентрацию ПОЖ для удаления СЛО (температурный предел применения/Тпп ПОЖ связан с фактической температурой окружающего воздуха/Тов);
  • контроль (визуальный и/или тактильный) состояния поверхности ВС после ПОО до взлета в продолжающихся и, возможно, изменяющихся во времени метеоусловиях, которые способствуют наземному обледенению ВС, например, на смену слабого мелкого снега приходит заряд сильного снега.

В заключение следует отметить, что приведенная выше информация еще раз указывает на зависимость безопасности полетов ВС в условиях наземного обледенения от источников естественной опасности - метеорологического и человеческого факторов.